Головной убор донского казака: символика и традиции

Бешметы использовались как в качестве уличной, так и домашней одежды. В зимнее время казаки носили шубы и тулупы. Петр I и не стал коверкать традиционную казачью одежду.

Гоголь упоминает о казачьих жупанах синего, красного и желтого цветов. В 1864 г. русский академик Стефани приметил, что казачьи бешметы во всем подобны скифским кафтанам.

Головной убор донского казака: символика и традиции

По его рисункам, кроме сапог, казаки носили и легкую обувь — чирики. Девушки «платье носят все такое ж, как и женщины, притом все без изъятия ходят в портках, а по ихнему — в штанах, зимою в тулупах, крытых разными материями». Советник Константинопольского посольства Я. И. Смирнов в 1895 г. описал одежду некрасовских женщин.

Кавказские казаки всегда носили тот же костюм, что и горские племена, то есть бешмет, черкеску — особый род чекменя, широкие шаровары, наговицы — ичеги и чувяки, а на бритую голову — папаха. Казачье женское платье на Тереке сохраняется от прежних времен еще и теперь в некоторых деталях: бешмет одетый на цветную рубаху. На Дону любили одежду ярких живописных расцветок, которую казаки привозили из походов.

Собственно своих одежд долгое время у них не водилось. Русские, турецкие, черкесские и татарские одежды составляли их пестрый наряд, иногда по цветовой гамме и сочетанию вещей весьма и весьма странный. Многие одевались в богатые турецкие, черкесские, калмыцкие платья, украшали оружием, оправленным с азиатской роскошью серебром и золотом под чернь». Сверху рубахи надевали бешмет — стеганый зипун без застежки, желто-оранжевого цвета. Он служил в качестве будничной и праздничной, в том числе свадебной, одежды.

В походы они одевали грубого сукна зипуны, подпоясанные ремнем, широкие шаровары, убранные в голенища сапог, и шапки из овчины. По верованиям древних, одежда — вторая кожа, поэтому коренные казаки никогда не носили чужую одежду, не совершив над ней очистительных обрядов, и уж тем более одежду с убитых. Надеть «чуждые покровы» означало войти в «волю» дарителя и потерять свою. Поэтому казак ни за что не надел бы «шубу с царского плеча».

За столетия покрой их не изменился: это широкие шаровары — в узких штанах на коня не сядешь, да и ноги они будут стирать, и движения всадника сковывать. В литературе шаровары называют: «штаны широкие», «простые шаровары», «широкие шаровары» (у низовых казаков), портки-шаровары.

Шаровары отличались по цвету. В будни носили только синие (киндечные), а в праздничные и свадебные дни наряжались в красные (кырмызовые). Обязательная часть одежды — шаровары. Красные, «кармазинные», порты носили в будни молодые («портки кырмызовые киндяком подшитые»), синие, «киндяшные», — «сердовые», т. е. среднего возраста казаки, а белые — старики.

Не случайно так гордились и гордятся ими казаки. Не случайно с ними огнем и мечом боролись большевики. Казаки верхнедонских станиц одевались практически одинаково с жителями южнорусских губерний. Так традиционный мужской костюм казаков-некрасовцев включал белую полотняную рубаху, украшенную на груди вышивкой и стеклярусом и отделанную красной полосой (кырмызом) по нижнему краю (подолу).

Эта одежда была и нательной и выходной одновременно. Примером такого костюма служит одежда казаков-некрасовцев. Считалось, что введены они впервые Платовым, но лампасы обнаруживаются и на старинной ка¬зачьей одежде.

Читайте еще: